Сайт работает в тестовом режиме
«Одна из уникальных фигур, оставивших неизгладимый след в мировой истории, Захируддин Мухаммад Бабур известен во всем мире как великий поэт, энциклопедист, государственный деятель и искусный полководец. Его несравненное научное и творческое наследие занимает особое место не только в формировании нашей национальной культуры и литературно-эстетического мышления нашего народа, но и в истории мировой литературы, науки и государственного управления.
— Президент Республики Узбекистан
Шавкат Миромонович Мирзиёев
Международная электронная платформа «Бабуроведение» создано в целях обеспечения реализации постановления Президента Республики Узбекистан ПП-20 от 25 января 2023 года «О широком праздновании 540-летия со дня рождения великого поэта и учёного, известного государственного деятеля Захириддина Мухаммада Бабура»
Польный текст постановленияЗахириддин Мухаммад Бабур родился 14 февраля 1483 года в городе Андижане, столице Ферганской области. Его бурная жизнь и энергичная деятельность совпали с последним периодом правления династии Тимуридов, находившейся в политическом, социально-экономическом и культурном кризисе и упадке.
© Миниатюры к «Бабур-наме». Хамид Сулейман / Составитель альбома и автор предисловия Хамид Сулейман – Ташкент: «Фан». 1970. 160
Он родился 14 февраля 1483 года в городе Андижане.
Шестого мухаррама восемьсот восемьдесят восьмого года хиджры, (Гийасаддин Хондамир, Мирза Мухаммад Хайдар). Маулана Мунир Маргилани, ученый Улугбека Мирзы Кабули, нашел эту дату по сумме значений слов «Шаши Мухаррам» ((шестого мухаррама).
Имя Захириддин Мухаммад ему дал великий Накшбандийский пир Ходжа Убайдулла Ахрар Вали.
В семье его любовно называли Бабур, Бабурджан, и это его имя и прозвище, Захириддин Мухаммад Бабур, Бабур Мирза, Бабур-Падишах используются в исторических источниках и научной литературе. Бабуриды в своей семье называли его «Фирдавс Макони».
© Миниатюры к «Бабур-наме». Хамид Сулейман / Составитель альбома и автор предисловия Хамид Сулейман – Ташкент: «Фан». 1970. 160
© Миниатюры к «Бабур-наме». Хамид Сулейман / Составитель альбома и автор предисловия Хамид Сулейман – Ташкент: «Фан». 1970. 160
© Миниатюры к «Бабур-наме». Хамид Сулейман / Составитель альбома и автор предисловия Хамид Сулейман – Ташкент: «Фан». 1970. 160
Его отец, Умаршейх Мирза, был четвертым сыном в семье Султана Абусаида Мирзы, родился в Самарканде в 860 году по хиджре.
Султан Абусаид Мирза был сыном султана Мухаммада Мирзы. Мухаммад Мирза был сыном султана Мироншаха. Мироншах Мирза был третьим сыном Темурбека. Был моложе Умаршейха Мирза и Джахангира Мирза, а был старше Шахруха Мирза («Бабур-наме», 2002, с. 37).
Его мать, Кутлуг Нигорханим, была второй дочерью Юнусхана, сестрой султана Махмудхана и султана Ахмадхана.
Юнусхан — потомок Чагатайхана, второго сына Чингисхана. Юнусхан ибн Вайсхан ибн Шерали Оглан ибн Мухаммадхан ибн Эсан Бохахан ибн Довахан ибн Баракхан ибн Йесун Тува ибн Мотугон ибн Чагатайхан («Бабур-наме», 2002, стр. 38).
© Миниатюры к «Бабур-наме». Хамид Сулейман / Составитель альбома и автор предисловия Хамид Сулейман – Ташкент: «Фан». 1970. 160
Дед Юнусхан был очень близок с отцом Умаршейхом Мирзо, и когда родился Бабур Мирзо, он послал гонца передать Юнусхану хорошую весть.
Хан прибыл из Моголистана и они долгое время оставались вместе. Когда постригли падишаха Бабура, все устроили праздник.
Дед Юнус Хан и отец Умаршейх Мирзо попросили Хазрата Эшана Убайдуллахана дать имя ребёнку.
Хазрат нарёк его именем Захириддин Мухаммад... Им было трудно произносить Захириддин Мухаммад, поэтому они называли его Бабуром. В хутбах и грамотах называли его и писали как «Захириддин Мухаммад Бабур». Однако он более известен как Бабур падишах (Мирза Мухаммад Хайдар, стр. 219-220).
© Миниатюры к «Бабур-наме». Хамид Сулейман / Составитель альбома и автор предисловия Хамид Сулейман – Ташкент: «Фан». 1970. 160
© Миниатюры к «Бабур-наме». Хамид Сулейман / Составитель альбома и автор предисловия Хамид Сулейман – Ташкент: «Фан». 1970. 160
© Миниатюры к «Бабур-наме». Хамид Сулейман / Составитель альбома и автор предисловия Хамид Сулейман – Ташкент: «Фан». 1970. 160
Великий историк Гиясиддин Хондамир о рождении и детских годах Бабура Мирзы пишет:
«Когда страна Фергана была предметом зависти райских садов в честь справедливости падишаха Умаршейха Корагона, шестого мухаррама 888 года (по хиджре) нашей эры, на горизонте воссияли лучи света, освещающие царство, и драгоценный камень, сияющий как солнце, засиял на горизонте халифата.... То есть у Мирзо Умаршейха... родился сын от жены Нигорханим бинти Юнусхан, с самого детства его лицо сияло лучами счастья и везения, а с взрослением были заметны признаки славы и великого будущего. Знаки счастья были написаны на лбу.
Он распорядился о подготовке к свадьбе и торжеству, и в течение нескольких дней устраивал пир, выпивал бокалы сладкого вина из рук сотен виночерпих и назвал именем и прозвищем своего ребенка Захириддин Мухаммад Бабуром. Нескольким счастливым няням было поручено вскармливать и ухаживать за блаженным младенцем. В детстве шахзаде воспитывался в обители чести и заботы, доброты и скромности до наступления того возраста, когда он мог различать добро и зло, когда достиг совершеннолетия, его назначили на работу по управлению районами Андижанской области и стал жить на этой земле» (Хондамир, стр. 36-38).
В качестве одной из важнейших политических целей Бабур ставил задачу воссоединения Мавераннахра, раздробленного в результате междоусобиц, и восстановления государства своего великого пращура полководца Амира Темура.
© Миниатюры к «Бабур-наме». Хамид Сулейман / Составитель альбома и автор предисловия Хамид Сулейман – Ташкент: «Фан». 1970. 160
После трагической смерти своего отца Умаршейха Мирзы в 1494 году Захириддин Мухаммад Бабур в возрасте 12 лет взошел на трон Ферганской губернии и стал управлять государством.
Его бурная жизнь и энергичная деятельность совпали с последним периодом династии Тимуридов, находившейся в политическом, социально-экономическом и культурном кризисе и находившейся в упадке.
В стране усилилось неповиновение центральной власти и своеволие местных губернаторов .
В частности, правитель Исфары Ибрагим Сору отказался подчиняться Бабуру Мирзе и передал город самаркандскому правителю Бойсунгуру Мирзе. Группа беков во главе с Хасаном Якубом в целях возвести на трон Джахангира Мирзу, брата Бабура Мирзы, организовали мятеж против него. В эти опасные годы Бобур Мирза начинает соблюдать меры предосторожности: «В этом году я начал воздерживаться от сомнительных кушаний и тщательно выбирал даже нож, ложку и скатерть».
© Миниатюры к «Бабур-наме». Хамид Сулейман / Составитель альбома и автор предисловия Хамид Сулейман – Ташкент: «Фан». 1970. 160
© Миниатюры к «Бабур-наме». Хамид Сулейман / Составитель альбома и автор предисловия Хамид Сулейман – Ташкент: «Фан». 1970. 160
© Миниатюры к «Бабур-наме». Хамид Сулейман / Составитель альбома и автор предисловия Хамид Сулейман – Ташкент: «Фан». 1970. 160
Бабур изо всех сил старается править большим и неспокойным уделом.
Организует походы по городам Андижана. В этот период большая часть государства Тимуридов находилась во власти Шайбани-хана.
Бабур изо всех сил старается править большим и неспокойным уделом.
Осенью 1497 года он захватил несколько местностей вокруг Самарканда, и после 7-месячной осады, завоевал Самарканд, а Бойсунгур бежал в Кундуз. После длительной осады город переживал чрезвычайно тяжелые времена. Трудно было найти продовольствие. Бабур столкнулся с большими проблемами в обеспечении армии продовольствием.
Некоторые нукеры бежали в Андижан и Ахси. Вдобавок ко всему, некоторые оставшиеся в Андижане беки отвернулись от Бабура и приняли попытку посадить на престол его брата Джахангира Мирзу. Через 100 дней управления Самаркандом, Бабур, переживавший за Андижан, страдавший от экономических тягот, тяжелой болезни, был вынужден покинуть Самарканд. Однако к тому времени, как они достигли Ходжанда, Андижан тоже был упущен из рук и перешел в руки противникам.
© Миниатюры к «Бабур-наме». Хамид Сулейман / Составитель альбома и автор предисловия Хамид Сулейман – Ташкент: «Фан». 1970. 160
Попытка Бабура вернуть Андижан при поддержке своего дяди, правителя Ташкента Султана Махмудхана, не увенчалась успехом.
Эта неудача отрицательно сказалась на армии Бабура, многие беки и нукеры покинули его. Вскоре он захватывает Маргилан и пытается отвоевать Андижан. Вернул его в июне 1498 года. Бабур заключил мир со своим братом Джахангиром Мирза и оставил ему «области в стороне Ахси на берегу реки Ходженд...» и взял под свой контроль области на Андижанской стороне.
В период усиления междоусобиц Тимуридов, Шайбанихан приступил к завоеванию Мавераннахра.
В 1499 году он прошёл через Джизак и Самарканд, захватив Карши и Шахрисабз, вернулся в Дашти-Кипчак с большой добычей. Вскоре после этого он с большим войском вернулся в Мавераннахр и захватывает Бухару и Каракуль (1499 г.), правитель Самарканда Султанали-мирзо из-за нехватки ума без боя сдал город Шайбанихану (1500 г.). Однако определенная часть жителей города и знати выступала за восстановление власти Тимуридов. Они направили письмо правителю Ферганы Бабуру и предложили ему завоевать Самарканд.
© Миниатюры к «Бабур-наме». Хамид Сулейман / Составитель альбома и автор предисловия Хамид Сулейман – Ташкент: «Фан». 1970. 160
© Миниатюры к «Бабур-наме». Хамид Сулейман / Составитель альбома и автор предисловия Хамид Сулейман – Ташкент: «Фан». 1970. 160
© Миниатюры к «Бабур-наме». Хамид Сулейман / Составитель альбома и автор предисловия Хамид Сулейман – Ташкент: «Фан». 1970. 160
Поздней осенью 1500 года Бабур прибывает в Самарканд со своим войском (240 человек). Местное население приветствует его и открывает городские ворота.
600 воинов Шайбанихана, оставленные для защиты города, были уничтожены. Шайбанихан отступает в Бухару. В короткое время власть Бабура признали все районы Самарканда, города Карши и Гузар. Но в городе закончились запасы продовольствия и начался голод. Когда Шайбанихан узнал об этом, он собрал много сил и снова выступил в поход на Самарканд. В апреле 1501 года войска Бабура потерпели поражение в бою вблизи селения Сарипул у реки Зарафшан. Бабур отступает в Самарканд. Город снова был осажден. Осада длилась четыре месяца. Жители осажденного города умирали от голода, от безысходности Бабур во второй половине 1501 года оставляет Самарканд и держит путь в Ташкент, чтобы встретиться с султаном Махмудханом.
Хотя Бабур изо всех сил старался защитить и сохранить империю Тимуридов и в течение нескольких лет вел непрерывную борьбу против Шайбанихана, не смог добиться своей цели в условиях тяжелого экономического кризиса и политического хаоса, царящего в стране.
В 1503 году объединенное войско калмыков и ташкентского хана султан Махмудхана, дяди Бабура, было разбито Шайбаниханом на берегах Сырдарьи. Во время борьбы Бабура за престол Самарканда, Андижан был захвачен Ахмадом Танбалом. В 1501–1504 годах борьба Бабура против султана Ахмада Танбала и его брата Джахангира Мирзы за возврат владений Ферганы закончилась неудачей, и он был вынужден покинуть Мавераннахр (июнь 1504 г.).
© Миниатюры к «Бабур-наме». Хамид Сулейман / Составитель альбома и автор предисловия Хамид Сулейман – Ташкент: «Фан». 1970. 160
Бабур с 200-300 воинами проходит через Гиссарские горы в Кабул (1504 г.) и, воспользовавшись внутренними конфликтами местных властей, захватывает Газни и Кабул.
После завоевания Кабула он стремительно приступает к строительству независимого государства, организовывает армию и устанавливает строгую внутреннюю дисциплину. Бабур относится к Кабулу и Афганистану в целом как к своей родине и занимается строительством и благоустройством, развитием ремёсел и сельского хозяйства. Он построил такие сады, как «Bog‘i Shahroro», «Bog‘i Jahonoro», «O‘rtabog‘», «Bog‘i Vafo» и «Bog‘i Bobur». Он превратил крепость Боло Хисар внутри города в свою резиденцию, отреставрировал ее, построил новые здания и жил в этой крепости со своей семьей. Здесь родились его дети Хумаюн, Гульбадан Бегим, Камрон и Хиндол. Здесь, в «Боги Наврузи», похоронена его мать Кутлукнигорханим, скончавшаяся весной 1506 года.
Доказательством столь высокого положения является тот факт, что Султан Хусейн специально пригласил Бабура на совещание вместе со всеми правителями Тимуридами по вопросу принятия совместных мер против шайбанидского нашествия.
Следуя этому приглашению, Бабур отправляется в Герат. Несмотря на скоропостижную смерть султана Хусейна (1506 г.), он отправился в Герат и провел переговоры с наследниками султана Хусейна. Планы тимуридских правителей объединиться и дать отпор вторжению Шайбанихана не были реализованы, и вскоре они потерпели поражение одно за другим и государство было упущено из рук полностью.
© Мухаммад Хайдар Мирза / История Рашиди / Вахоб Рахмонов, перевод Янглиш Эгамовой. Ташкент: «Шарқ». 2010 год
© Миниатюры к «Бабур-наме». Хамид Сулейман / Составитель альбома и автор предисловия Хамид Сулейман – Ташкент: «Фан». 1970. 160
© Мухаммад Хайдар Мирза / История Рашиди / Вахоб Рахмонов, перевод Янглиш Эгамовой. Ташкент: «Шарқ». 2010 год
В начале 1507 года Бабур выступил в поход на Индию. Однако его попытка захвата терпит неудачу, и он возвращается в столицу, Кабул.
Наблюдая за политической ситуацией и военными действиями в Мавераннахре и Хорасане, Бабур постоянно держит свои войска в полной боевой готовности. Когда Шайбанихан захватывает крупные центры Хорасана, он выступает в поход на завоевание Ирана. Но в ожесточенной схватке с иранским шахом Исмаилом I Сефеви (1510.) терпит поражение, сам гибнет в Мерве. Шах Исмаил вводит войска в Хорасан и Мавераннахр и начинает наносить ущерб шайбанидам.
Бабур, заключив военно-политический союз с шахом Исмаилом, весной 1511 года захватывает Гиссар, летом - Бухару, а в начале октября - опять Самарканд. Союз Бабура с Сефевидами – шиитами вызывает недовольство среди населения. 28 апреля 1512 года в битве при озере Кули Малик Бабур терпит поражение от военачальника шайбанидов Убайдуллахана и уходит в Гиссар. Осенью 1512 года Бабур встречается в Балхе с Наджми Сани, посланным Исмаилом Сефеви. 24 ноября 1512 года в битве при Гиждуване союзники терпят поражение от шайбанидов. Бабур вынужден был вернуться в Кабул. После этого он теряет надежду на завоевание Мавераннахра и сосредотачивает все свое внимание на завоевании Индии.
В «Бабурнаме» не сохранились сведения о событиях, относящиеся к 1520-1525 годам, то есть к периоду, когда прекратилось политико-военное сотрудничество с Исмаилом Сефеви.
Согласно сведениям о союзе Бабура с Исмаилом Сефеви из достоверных источников, Бабур оставался твердым в своей вере (ханафитском толке).
© Миниатюры к «Бабур-наме». Хамид Сулейман / Составитель альбома и автор предисловия Хамид Сулейман – Ташкент: «Фан». 1970. 160
К весне 1519 года Бабур приступает к осуществлению своего плана завоевания Индии и в течение следующих 5-6 лет совершает несколько походов.
Наконец, в апреле 1526 года, в битве при Панипате разгромил стотысячную армию своего главного соперника, делийского султана Ибрагима Лоди, с 12 тысячами солдат, и захватил Дели. Вскоре после этого одержал победу над раджпутским полководцем Рана Санга, подчинив себе часть Северной Индии вплоть до Бенгалии. Бабур, выбравший Агру своей столицей, начинает масштабные работы по благоустройству и строительству. Таким образом, Бабур в 1526 году создает огромное государство, объединив территории от реки Ганги до Амударьи, тем самым положив начало могущественной династии Бабуридов, правившей в Индии почти три с половиной века.
© Миниатюры к «Бабур-наме». Хамид Сулейман / Составитель альбома и автор предисловия Хамид Сулейман – Ташкент: «Фан». 1970. 160
© Миниатюры к «Бабур-наме». Хамид Сулейман / Составитель альбома и автор предисловия Хамид Сулейман – Ташкент: «Фан». 1970. 160
Захириддин Мухаммад Бабур был не только крупным государственным деятелем и великим полководцем своей эпохи, но и чувствительным поэтом, писателем, переводчиком и зрелым ученым. Он оставил человечеству богатое литературное и научное наследие.
Его сочинения, дошедшие до нас, свидетельствуют о многогранности, жанровом разнообразии творчества Бабура.
© Мухаммадали Абдукундузов в образе Бабура Мирзо. Народный артист Узбекистана и Каракалпакстана.
Захириддин Мухаммад Бабур был не только крупным государственным деятелем и великим полководцем своей эпохи, но и чувствительным поэтом, писателем, переводчиком и зрелым ученым.
Он оставил человечеству богатое литературное и научное наследие. Его сочинения, дошедшие до нас, свидетельствуют о многогранности, жанровом разнообразии творчества Бабура. В его сочинениях перед глазами читателя предстает образ ученого и мыслителя, любителя красоты человека и природы, ценителя лучших нравственных качеств, точно отражающего происходящие исторические события, осуждающего зло и лицемерие, беспристрастно наблюдающего за деятельностью исторических личностей, умеющего дать оценку творчеству ученых, поэтов и художников с позиций передовых традиций того времени. Бабур считается великой личностью, оставившей неизгладимый след в истории человечества благодаря своим передовым взглядам, заслугам на пути развития науки.
В богатом и бесценном научно-литературном наследии, которое Бабур оставил потомкам, несомненно, является “Бабурнаме”, принесшее мировую славу нашему великому предку.
Наконец, в апреле 1526 года, в битве при Панипате разгромил стотысячную армию своего главного соперника, делийского султана Ибрагима Лоди, с 12 тысячами солдат, и захватил Дели. Вскоре после этого одержал победу над раджпутским полководцем Рана Санга, подчинив себе часть Северной Индии вплоть до Бенгалии. Бабур, выбравший Агру своей столицей, начинает масштабные работы по благоустройству и строительству. Таким образом, Бабур в 1526 году создает огромное государство, объединив территории от реки Ганги до Амударьи, тем самым положив начало могущественной династии Бабуридов, правившей в Индии почти три с половиной века.
© Мухаммадали Абдукундузов в образе Бабура Мирзо. Народный артист Узбекистана и Каракалпакстана.
Ученые, наблюдавшие за переводами этого шедевра Бабура на разные языки, отметили интересное явление: оказалось, что книга издана на разных языках мира более чем под двадцатью названиями.
Например: “Voqeoti Boburiy ”, “Voqeanomayi podshohi”, “Tabaqoti Boburiy”, “Tuzuki Boburiy”, “Vaqoye’”, “Voqeanoma”, “Bobur podshohning tarjimayi holi”, “Boburiya”, “Bobur memuarlari”, “Esdaliklar”, “Bobur tarixi”, “G‘aroyib tarjimayi hol”, “Sharhlar”, “Ma’murnoma”, “Boburning hayoti”, “Tuzuk”, “Podshohnoma”, “Bobur xotiroti”, “Bobur bitiklari”, “Boburnoma ingliz tilida” и др.
Сведения в «Бабурнаме» настолько разнообразны, что этим сочинением могут насладиться специалисты практически всех сфер науки.
Благодаря достоверности этих фактов историк получает важные сведения, касающиеся истории Центральной Азии, Хорасана, Афганистана и Индии того времени, природовед получает сведения, касающиеся топографии, экономической географии этих стран, знания и представления, касающиеся животного мира; ботаник знакомится с миром растений, этнограф-с бытом, сталкивается с интересными деталями обычаев различных местных народов, населяющих эти места, языковед может представить состояние узбекского литературного языка в тот период, а литературовед - литературную среду той эпохи.
Благодаря этим качествам «Бабурнаме» уже долгие годы привлекает внимание многих ученых во всем мире и высоко ценится ими.
Интерпретируя чувство справедливости как одну из главных тем в своей поэзии, Бабур продвигал прогрессивные идеи социальной мысли. Они больше отражены в рубаи. В частности, поэт размышляет о присущих человеку высоких и низменных чувствах, утверждая, что благородство заслуживает вознаграждения, а низость - наказания.
© Малик Набиев - Работа «Захириддин Мухаммад Бабур». Народный артист Узбекистана.
Общие свойства лирических произведений поэта состоят в следующем:
Их стиль отличается простотой и плавностью, лаконичностью, появлением на основе более реальных событий, несмотря на то, что были созданы в традициях нашей классической литературы. В результате в его стихах органично сочетаются лиризм с историзмом, художественность с жизненностью, эмоциональность и реальность. Это и определяет своеобразие творческого стиля поэта.
Следует особо отметить, что в сочинениях Бабура реалистический стиль изображения преобладает над эмоциональным стилем изображения.
Например, в газели о любви «…пожелтел, словно осенний лист...» поэт жалуется на безразличие возлюбленной. Отмечая, что от любви к розоликой пожелтел, словно осенний лист, просит возлюбленную сделать снисхождение, увидев его пожелтевшее лицо. Влюбленный, не заслужив благосклонность возлюбленной, согласен уйти из жизни, но при этом не осуждает её, а, наоборот, желает ей счастья и “любви в саду красоты”.
© Миниатюры к «Бабур-наме». Хамид Сулейман / Составитель альбома и автор предисловия Хамид Сулейман – Ташкент: «Фан». 1970. 160
© Малик Набиев - Работа «Захириддин Мухаммад Бабур». Народный артист Узбекистана.
© Миниатюры к «Бабур-наме». Хамид Сулейман / Составитель альбома и автор предисловия Хамид Сулейман – Ташкент: «Фан». 1970. 160
Интерпретируя чувство справедливости как одну из главных тем в своей поэзии, Бабур продвигал прогрессивные идеи социальной мысли.
В частности, поэт размышляет о присущих человеку высоких и низменных чувствах, утверждая, что благородство заслуживает вознаграждения, а низость – наказания:
Всякий, кто верный, верности достоин.
Жестокий человек мучения достоин.
Хорошим людям Бог хороших даст в друзья,
А кто с другими плох, отмщения достоин.
В целом поэзия Бабура занимает почетное место среди редких образцов узбекской литературы по своим жанровым особенностям, широтой тематики, жизненной философии и художественному оформлению.
В них нашли отражение взгляды не только просвещенного человека, но и автора на жизнь и человеческое достоинство, стремление наслаждаться красотой. Именно поэтому поэзию Бабура можно назвать своеобразным художественным отражением сложной эпохи, в которой жил он - Великий человек.
«Трактат аруз» Бабура занимает важное место в изучении теории узбекской поэзии. Этот трактат Бабура стал вторым крупным исследованием, написанным на тюрки о размере аруз после “Мезон уль-авзон” Алишера Навои.
«Трактат аруз» Бабура занимает важное место в изучении теории узбекской поэзии.
Этот трактат Бабура стал вторым крупным исследованием, написанным на тюрки о размере аруз после “Мезон уль-авзон” Алишера Навои. При написании этого сочинения, наряду с трактатом Навои, автор внимательно изучает трактаты об арузе классиков персидско-таджикской литературы Рашидиддина Ватвота, НасириддинаТуси, ар-Рази и других.
В «Трактате аруз» упоминаются имена более 60 поэтов, живших в XV-XVI веках, и приводятся отрывки из их сочинений.
Данный труд служит важным источником и руководством в изучении истории теории поэзии узбекского и других тюркских народов.
© Миниатюры к «Бабур-наме». Хамид Сулейман / Составитель альбома и автор предисловия Хамид Сулейман – Ташкент: «Фан». 1970. 160
© Миниатюры к «Бабур-наме». Хамид Сулейман / Составитель альбома и автор предисловия Хамид Сулейман – Ташкент: «Фан». 1970. 160
Также в «Бабурнаме» описаны поэты, живописцы и деятели науки и культуры, жившие и творившие в Мавераннахре и Хорасане в конце XV-начале XVI веков.
Здесь проявляется талант Бабура как ученого-литературоведа и критика.
В частности, говоря о Мир Сарбарахне, Бабур справедливо отмечает: «Он загубил свою жизнь, пытаясь составить длинную, объемистую, лживую повесть, подобную «Повести об эмире Хамзе»; это произведение, противное естеству и разуму».
В «Трактате аруз» упоминаются имена более 60 поэтов, живших в XV-XVI веках, и приводятся отрывки из их сочинений.
Бабур своим творчеством внес достойный вклад в развитие персидско-таджикской литературы XV- XVI веков.
© Миниатюры к «Бабур-наме». Хамид Сулейман / Составитель альбома и автор предисловия Хамид Сулейман – Ташкент: «Фан». 1970. 160
Автор стремится раскрыть наиболее существенные стороны, присущие их творчеству, когда речь идет о людях пера.
Когда Бабур говорит о творцах, описывая их, он пытается отметить их вклад в развитие литературы и искусства, их мастерство в этой области, их заслуги в развитии культуры и дает оценку поэту или писателю с этого ракурса.
© Миниатюры к «Бабур-наме». Хамид Сулейман / Составитель альбома и автор предисловия Хамид Сулейман – Ташкент: «Фан». 1970. 160
© Миниатюры к «Бабур-наме». Хамид Сулейман / Составитель альбома и автор предисловия Хамид Сулейман – Ташкент: «Фан». 1970. 160
Захириддин Мухаммад Бабур внес достойный вклад в развитие многих отраслей науки. В этом смысле “Мубайян” занимает особое место в его творчестве. Однако изучение этого сочинения, являющегося ценным ресурсом не только для литературоведов, но и для ученых других сфер науки - исламоведов, историков, философов, экономистов, лингвистов, педагогов, стало возможным только после обретения нашей Родиной независимости.
Захириддин Мухаммад Бабур внес достойный вклад в развитие многих отраслей науки.
В этом смысле «Мубайян» занимает особое место в его творчестве. Однако изучение этого сочинения, являющегося ценным ресурсом не только для литературоведов, но и для ученых других сфер науки - исламоведов, историков, философов, экономистов, лингвистов, педагогов, стало возможным только после обретения нашей Родиной независимости. Было проделано много работ по его исследованию, публикации. Сочинение «Мубайян» - это сочинение в стихах о научной, просветительской, религиозной культуре в общественной, семейной, частной жизни эпохи Тимуридов.
Захириддин Мухаммад Бабур своим сочинением «Мубайян» доказывает, что он великий факих.
Задумав сочинение как программу для своих сыновей, наследных принцев Насириддину Хумаюну и Камрона Мирзы, он через них обучает народные массы вопросам пяти столпов ислама. Действительно, в сочинении красиво излагаются в стихах вопросы пяти столпов священной религии ислам: веры, намаза (молитвы), поста, закята и хаджа. Ученые-исследователи утверждают, что основными источниками, на которые опирается автор «Мубайян», являются благословенные книги «Мухтасари Викойя» и «Хидояи Шариф». С другой стороны, тексты молитвы в сочинении в основном из шести книг, то есть, молитвы выбраны из хадисов, содержащихся в книгах шести великих мухаддисов, а также из сочинения имама Газали «Ихйоу улумиддин».
В «Мубайян» вопросы религии разъясняются глубоко и высоким художественным мастерством.
Сочинение состоит из пяти частей: первая называется «Эътикодия», вторая- «Китаб ус-салат», третья – «Китаб уз-закат», четвертая – «Китаб ус-савм», а пятая – «Китабул-хадж». Оно ценно как яркий образец нашей классической литературы, демонстрирующее полноту богатства и мощи узбекского языка.
Необходимо отметить, что Бабур Мирза и в “Бабурнаме” затрагивает деликатные вопросы фикха в нескольких местах.
Известно из других его сочинений, что он был мудрым факихом. Ещё из истории известно, что Бабур Мирза, упростив арабский алфавит, создал алфавит “Хатти бабури”. Как пишет Лахнави Хасани, что в этом алфавите он переписал Коран и отправил его в священную Мекку – администраторам священной Каабы. В нашу страну из Мешхедского музея был привезен Коран, написанный в «Хатти бабури», который открывает новые возможности для изучения научной деятельности Бабура Мирзы.