Сайт работает в тестовом режиме

Комментарии к одной газели

В творчестве Бабура стиль правдивого изображения преобладает над стилем эмоционального изображения. Возьмем, к примеру, следующую газель поэта:


Хазон яфроғи янглиғ гул юзунг ҳажрида сарғардим,

Кўруб раҳм айлагил, эй лоларуҳ, бу чеҳраи зардим.


Я без тебя весь пожелтел, словно осенний листок поблёк.

Щеки твои — алый тюльпан, строен и тонок стан-стебелёк.

Сен, эй гул, қўймадинг саркашлигингни сарвдек ҳаргиз,

Оёғингға тушуб, барги хазондек мунча ёлбордим.

Как ты горда, роза моя, как равнодушна к боли моей!

В прах я упал к милым ногам, словно осенний желтый листок.


Латофат гулшанида гул киби сен сабзу хуррам қол,

Мен арчи даҳр боғидин хазон яфроғидек бордим.

Роза моя, вечно цвети, — славен тобою жизни цветник.

Не увядай, хоть бы меня ветер печали на смерть обрек.


Хазондек қон ёшим, сориғ юзумдин эл танаффурда,

Ба ҳар ранге, биҳамдиллаҳ, улусдин ўзни қутқордим.

Кровь моих слез, лица желтизна людям, как осень, стали страшны.

Но от людей сам я давно, слава аллаху, очень далёк.


Не толеъдур мангаким, ахтари бахтим топилмайди,

Фалак авроқини ҳар нечаким дафтардин ахтардим.

Что за судьба выпала мне? Каждый находит счастья звезду,

Неба тетрадь я излистал — этой звезды найти я не мог.


Улуснинг таъну таърифи манга, Бобур баробардур,

Бу оламда ўзумни чун ямон-яхшидин ўткардим.


Что мне хула, что мне хвала, что мне, Бабуру, мненье людей?

Цену познав злу и добру, в мире земном я так одинок!


В этой газели затронута тема любви, и поэт жалуется на немилость возлюбленной. Настаивая на том, что влюбленный пожелтел, как осенний лист, чтобы достичь возлюбленной, просит розоликую возлюбленную снизойти, увидев его пожелтевшее лицо. Влюбленный, не получивший благосклонности возлюбленной готов расстаться с жизнью, но не осуждает в этом возлюбленную, а, наоборот, желает ей счастья и «оставаться вечно молодой».

Эти три начальные строки газели интерпретируют духовное состояние влюбленного, испытывающего безразличие возлюбленной, с помощью традиционных методов изображения (тазад, ташбехи музмар), в то время как следующие три стиха, в частности пятый и шестой, освещают моменты из личной жизни поэта. Бабур утверждает, что ему не улыбнулось счастье, что он не нашел места в этой жизни, что он провел свою жизнь, совершая хорошие и плохие поступки, и поэтому сплетни и упреки людей не имеют для него значения. Душевные переживания в «газели» показывают, что поэт смог передать в нем традиционные проблемы, то есть пердать настроения, связанные с его жизнью, добился гармонии жизненной правды и точного настроения...


Саидбек Хасанов,

газета “Соғлом авлод”, 9 февраля 2012г., №6 (576).

Оставить комментарий#